chast_re4i (chast_re4i) wrote in ru_humanities,
chast_re4i
chast_re4i
ru_humanities

мастерская

Оригинал взят у chast_re4i в мастерская
Перед вами задания для олимпиад по русскому языку и литературе. «К Доске!» приглашаются учителя, ученики и родители.



Дуэльный кодекс

7209-11
Что есть дуэль
• Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не представление, не решение спора и не состязание в силе);
• Участников дуэли только двое, т.е. оскорбленный и его обидчик;
• Средство дуэли — смертоносное оружие;
• Для дуэли необходимо наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Об оскорблении и праве оскорбленного
Условное деление достаточных для дуэли оскорблений на категории:
• легкие — если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности — внешность, манеры, привычки и т. д. Не являются непреложным основанием для дуэли; более того, самое достойное в таком случае поведение — удачно съязвить в ответ;
• средней тяжести — если оно соединено с бранью (упрек в незаконном происхождении; нецензурные выражения, сомнение в чести дамы); тогда оскорбленный может выбрать род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);
• тяжелые — если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения (предательство, воровство, трусость на поле боя, бесчестное поведение, казнокрадство); в таком случае потерпевший выбирает род оружия и род дуэли.

Задание:
1.  Найдите заимствованные слова, которые отражают вариативность принципов словарно закрепленной транскрипции.
2.  Рассмотрите форму его как омоформу.
3.  Объясните выбор слова «двое» в данном тексте. Сделайте его морфологический разбор.
4.  Найдите примеры перехода слов из одной части речи в другую.
5.  Охарактеризуйте глагольную форму «есть».
6.  Найдите случаи устаревшей синтаксической связи в словосочетании.
7.  Определите в предложении «Что есть дуэль» грамматическую основу.
8.  Найдите слова с несвободной лексической сочетаемостью.
9.  Найдите слово, встречающееся в обоих текстах, и найдите к нему в данном тексте синоним



Устав ВЛКСМ
WKOWW5ВЛКСМ добивается, чтобы каждый комсомолец, каждый молодой человек, во всей своей жизни свято выполнял ленинский завет «Учиться коммунизму» и соблюдал нравственные принципы, изложенные в Программе КПСС — в моральном кодексе строителя коммунизма:
• преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;
• добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;
• забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
• высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
• коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый — за всех, все — за одного;
• гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат;
• честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
• взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
• непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
• дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
• непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
• братская солидарность с трудящимися всех стран со всеми народами.

Задания:
1.  Расшифруйте аббревиатуры и определите тип сокращения.
2.  Найдите имена существительные со значением абстрактного признака. От какой части речи они образованы?
3.  Найдите имена существительные со значением абстрактного действия, распределите их по группам в зависимости от словообразовательных средств (суффиксов).
4.  Сделайте морфологический разбор нескольких имен существительных, обозначающих неисчислимые понятия.
5.  Объясните, какие имена существительны нельзя охарактеризовать по признаку «одушевленность/неодушевленность».
6.  Найдите глагол, имеющий особенности спряжения.
7.  Найдите в тексте выражение, восходяще к Библии.
8.  Найдите в тексте выражение, противоположное по смыслу латинскому изречению:  
«Homo homini lupus est».
9.  Охарактеризуйте текст с точки зрения средств художественной выразительности.



Ответы
Дуэльный кодекс
Задание 1. дуэль (дуэльный): ср. проект
кодекс: ср. сэр
Задание 2.  его — неизменяемое притяжательное местоимение (местоименное прилагательное);  
он — личное местоимение (местоимение–существительное), м. род, одуш., в форме им.-вин. п., ед. числа.
Задание 3. Выбор собирательного числительного мотивирован тем, что участники дуэли являют собой «объединенное»
поединком количество лиц. двое — числительное, собирательное, одушевленное, стоит в форме им. п.
Задание 4. Оскорбленный, потерпевший.
Задание 5. есть — быть, 1 спряжение, несов. вид, непереход., действ. залог, в форме изъяв. наклонения, наст. времени, 3 л., ед. ч.
Задание 6. обязательных к строгому соблюдению.
Задание 7. Что есть (составное именное) дуэль.
Задание 8. поруганная честь.
Задание 9. кодекс (моральный кодекс, дуэльный кодекс) — правила.

Устав ВЛКСМ
Задание 1. ВЛКСМ — Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (инициальная аббревиатура буквенного
характера* );
КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза (инициальная аббревиатура буквенного характера);
СССР — Союз Советских Социалистических Республик (инициальная аббревиатура буквенного характера).
* Производные слова состоят из названий начальных букв каждого слова.

Задание 2. Преданность, нетерпимость, честность, правдивость, скромность, непримиримость, несправедливость,
нечестность, солидарность.
Чистота, простота.
Имена существительные со значением отвлеченного признака образуются от основ имен прилагательных.

Задание 3.
суффикс –[ниj]
сохранение, умножение,
сознание,
нарушение, уважение,  
отношение, воспитание
– суффикс –овь
любовь
– нулевой суффикс
труд,
забота,
завет

Задание 4.
коммунизма — сущ.; коммунизм; 2 склонение, м. род, неодуш., только ед. ч.; стоит в форме род. п. тунеядству — сущ.; тунеядство; 2 склонение, ср. род, только ед. ч.; стоит в форме дат. п. неприязни — сущ.; неприязнь; 3 склонение, ж. род, только ед. ч.; стоит в форме дат. п.

Задание 5. Признак «одушевленность/неодушевленность» реализуется у существительных женского и среднего рода в вин. падеже множественного числа. Следовательно, имена существительные женского и среднего рода, обладающие только формой единственного числа, не могут быть охарактеризованы по признаку «одушевленность/неодушевленность». К ним относятся представленные в тексте существительные, обозначающие неисчислимые понятия.

Задание 6. Глагол «есть» в формах единственного числа имеет особые окончания, присоединяющиеся непосредственно  к корню: ем, ешь, ест.

Задание 7. кто не работает, тот не ест = Второе послание апостола Павла к Фессалоникийцам 3:10: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Задание 8. человек человеку — друг, товарищ и брат // «Homo homini lupus est».

Задание 9. Примеры использования средств художественной выразительности:
лексический повтор: каждый... каждый…; эпитеты: братская солидарность, высокое сознание; метафора: нравственная чистота, строитель коммунизма; крылатые выражения: кто не работает, тот не ест; человек человеку — друг, товарищ и брат; один — за всех, все — за одного




  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments